Что такое экзегеза?
Термин «экзегеза» происходит от греческого слова exegesis (буквально «выведение»), со временем получившего специальное значение – «разъяснение», или «толкование». Такое словоупотребление засвидетельствовано уже для греческого языка классической эпохи. Экзегеза – одновременно и наука и искусство, и ее объектом могут выступать как священные, так и светские тексты. Наряду с толкованиями платоновских, гомеровских или шекспировских текстов существует также библейская экзегеза; во всех случаях задача экзегета заключается в том, чтобы как можно более точно и полно выявить смысл, вложенный в текст его автором. Еврейская традиция истолкования Священного Писания восходит по крайней мере к эпохе Ездры. Тора (Закон Моисеев) требовала определенной интерпретации, что привело к возникновению особого сословия «книжников» – учителей и толкователей Закона. Однако столь важная задача не могла осуществляться исключительно за счет умения или одаренности отдельных толкователей, поэтому со временем были выработаны формальные принципы и правила толкования и возникли школы экзегезы. В эпоху Иисуса Христа наиболее влиятельными толкователями Торы были фарисеи, и их интерпретация Закона, получившая окончательное выражение в Мишне, получила в иудаизме нормативный статус. Филон Александрийский, испытавший значительное влияние греческой философской и культурной традиции, разработал изощренный метод аллегорической библейской экзегезы, призванной продемонстрировать, что все писания Ветхого Завета имеют не только буквальный, но и более глубокий, «духовный» смысл, не противоречащий идеям греческой философии.
Священное Писание и богослужение
Священное Писание и Богослужение


Многие люди жалуются, что были в православном храме и не слышали чтения Слова Божия. Кто-то после этого идет в протестантский молитвенный дом, где Библия читается часто и на доступном языке, что сразу подкупает их, и они остаются там. «Имеющий уши слышать да услышит». Быть в православном храме и не слышать «Господи, помилуй» (Мф.17:15) – невозможно.

Баптист Кэмпбел Морган установил, что всю Библию (от Бытия до Апокалипсиса) можно прочитать за 78 часов. И вообще протестанты считают, что вера – это согласие с текстом. Поэтому не читать – это значит не знать Библию и не иметь веры.

Но православное богослужение, отводя Священному Писанию всеобъемлющее место, содержит в себе еще нечто важное. Каждый день за богослужением повторяется в общих чертах процесс всего дела спасения человека:

-вечерня – воспоминание о сотворении мира, грехопадении, покаянии Адама и Евы, даровании Синайского Закона;

-утреня рисует состояние ветхозаветного человечества перед пришествием Иисуса Христа в мир, о Благовещении, Рождестве Христовом;

-Литургия изображает всю жизнь Христа от Вифлеемских яслей до Вознесения, через символы вводя в реальность (Причастие Тела и Крови Иисуса Христа).
Канонические и неканонические книги Ветхого Завета
Канонические и неканонические книги Ветхого Завета


Главная черта, отличающая Библию от других книг, сообщающая высшую силу и непререкаемый авторитет, — это ее богодухновенность. Богодухновенность это сверхъестественное, божественное озарение, которое, не уничтожая и не подавляя естественных сил человека, возводило его к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения. Благодаря этому Библия – не простой продукт человека, а как бы произведение Самого Бога.

Вот как писали о богодухновенности Писания мудрые мира сего:

- «Все Писание богодухновенно» (2 Тим.3:16);

- «Все Писания написаны не рабами, а Господом всех – Богом» (свт. Иоанн Златоуст);

- «Языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь» (свт. Григорий Великий);

- «Когда усомнишься в истине какого – либо лица или события, описанного в Священном Писании, вспомни, что «все Писание богодухновенно есть», как говорит апостол, значит – истинно, и в нем нет вымышленных лиц, басней и сказок, хотя есть притчи, а не собственные сказания, где всякий видит, что идет речь приточная. Все слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная, и если ты признаешь за ложь какое-нибудь сказание, изречение, слово, то ты погрешаешь против истины всего Священного Писания, а первоначальная истина его есть Сам Бог» (св. прав. Иоанн Кронштадский).
Толкование Священного Писания
.

Почему необходимо толковать Священное Писание? Библия – это целый мир идей, образов, впитавший множество традиций, имеющий свою символику, язык, структуру. Не все в этой книге лежит на поверхности. Библию недостаточно просто читать: как слово Божие, она требует благоговейного молитвенного вживания, как слово человеческое – тщательного изучения.

Изучение необходимо, т.к. «неясности некоторых мест в священных книгах нередко происходят от неизвестности того предмета, о котором говорится и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают» (свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1Кор.2:9). Эти знания помогают глубже проникнуть в смысл Священного Писания.


Если есть обширные науки, изучающие творения классиков (дантоведение, шекспироведение, пушкинистика и т.д.), то Книга книг заслуживает еще более пристального внимания и изучения. Читать и изучать Библию следует как Слово Божие, которое дано людям не для удовлетворения их любознательности, а для научения в вере и жизни. Толкование должно быть согласно с догматикой и учением Церкви.
Переводы. Рукописи. Апокрифы.


Подлинников библейских книг нет, «подлинный» текст Библии составлен по исследованию множества древних рукописей. В наше время мы обладаем следующими видами рукописями Нового Завета: папирусы, унциальные рукописи (кодексы, пергаментные свитки), минускульные рукописи (курсивы), лекционарии (служебные книги для церковного богослужения).

Древнейшие рукописи Нового Завета датируются 4 в.н.э., что устанавливается на основе «стиля почерка» — т.е. палеографически. Среди них можно назвать: — Ватиканский кодекс (350-370 гг. н.э.). Возможно, создан в Италии. Это 759 хорошо сохранившихся пергаментных страниц, содержащих в т.ч. послание к Варнаве и апокрифы.                                 – Александрийский кодекс (400-450гг)
                                     — Синайский кодекс (около 350-370 гг.). Это единственный унциальный манускрипт (унциальными рукописями называют кодексы, пергаментные свитки, где текст вырезан заглавными греческими буквами), содержащий практически весь Новый Завет.
pgt 0.20124 сек. / запросов: 3 / кэширование: включено



© 2003-2015 Разработка и дизайн сайта - Галина Березовикова<