Книга Левит. Постановления о праздниках.


Книга Левит. Ветхозаветные праздники.

Ветхозаветные праздники – это праздники, которые Бог установил для своего народа. Левит 23:1-2: «И сказал Господь Моисею, говоря: «Объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания». По Слову Божию, неотъемлемой частью праздников Господних являлись Священные собрания. Все праздники начинались с него.

В ветхозаветные времена иудейский народ собирался в Божий Храм, где приносились обычные жертвы и всесожжения, пелись гимны во славу Бога, ритуалы, затем следовал праздничный пир.
Ветхозаветные иудейские праздники делились на ежегодные и дополнительные.

Ежегодные праздники: Пасха, Пятидесятница и Праздник Кущей. Все взрослые мужчины в эти дни должны были явиться к храму (Втор.16:16-17).

Пасха (Песах):

Установлен Богом в воспоминание того, как Господь вывел Свой народ их Египетского рабства (Исх.11:12). С этого дня начинается новая эра в истории Израиля. В результате посещения Божьего погибают первенцы египетские, т.к. они не Божии. И остаются в живых первенцы израильские, поскольку они посвящены Богу помазанием кровью. Т.о. человеку возвращается то, что человеком Богу отдано.

Праздник Пасхи продолжался 7 дней – для вящего укрепления в сознании народа и его отдельных членов важности Пасхи. Наиболее полно о ней можно прочитать в Исх.12:6,11,15-20, 23:15, 34:18. В книге Левит установления о Пасхе содержатся в гл.23:5-8.
Вкушался агнец (нельзя было сокрушать его кости) в запеченном виде (символ страдания Спасителя) с горькими травами (в воспоминание языческого плена) и  пресным хлебом (к Пасхе не должно было остаться ничего квасного). Технологически запрет квасного означал, что когда было дано постановление, просто не было времени заквашивать тесто. Пресное – т.е. на скорую руку. Символически остатки старой закваски и выпечки приравниваются ко гниению, к наследию греха, ибо ничто греховное не может войти в Царствие Божие.

Праздник Пасхи был прообразом Божьего плана спасения через жертву Иисуса Христа на Кресте. Иисус Христос – наш Пасха (1Кор.5:7), будучи совершенным Агнцем Божиим, принес Себя в жертву за грехи мира (Ин.1:29,36, 1Ин.2:2, 3:5, 1Пет.1:18-20). Своею Крестною Жертвою Иисус Христос примирил человека с Богом, земное с небесным (Кол.1:18-20, 2Кор.5:19-21).

Пятидесятница (Шавуот): Левит23:10-21, Исх.34:22, Втор.16:10,16.

В апреле около Пасхи созревали хлеба в Палестине, прежде всего (Исх.9:31-32) ячмень. Первый сноп приносился Господу, до этого новый хлеб не вкушался. «Возношение» снопа происходило через обряд «потрясения» и сопровождалось кровавой (агнец во всесожжение) и бескровной жертвой (приносились два квасных хлеба). Но менялся смысл закваски: это уже была «не закваска порочности, о которой говорилось на Пасху, а полезная сила божественного евангельского наставления» (свт. Кирилл Александрийский). Эта закваска была прообразом принесенной Христом закваски Царствия Небесного.

Ветхозаветная Пятидесятница была прообразом новозаветной Пятидесятницы. У подножия горы Синай выходцы их Египта становятся народом Божиим (Исх.20:24), рождается ветхозаветная Церковь. Рождение Святым Духом новозаветной Церкви произошло именно в день памяти рождения ветхозаветной Церкви, в день Пятидесятницы. Этим Бог показал преемственность двух заветов.

Праздник Кущей (Суккот):

Oтмечался в середине седьмого месяца и служил напоминанием иудеям о сорока годах странствования в пустыне по выходе их Египта. Другое название праздника – Праздник собирания плодов, когда люди радостно и торжественно благодарили Иегову за урожай года, устраивали кущи – т.е. палатки из ветвей (в память тех, в которых жили странствующие по пустыне их предки) – Левит 23:33-36, 39-43), а в руках носили ветви и плоды «красивых» (по раввинам – лимон), пальмовых, «широколиственных» (мирт) деревьев и «речных верб». Неопределенность указания состава букета дала простор иудейской традиции в толковании смысла и буквы постановления.

Позднее праздник оброс новыми традициями:

- возлияние воды (воду из Силоамского источника выливали в храме на жертвенник всесожжений на западную сторону, а на восточную в это же время возливалось вино.)

- иллюминация и пляски с горящими факелами во дворе женщин под музыку левитов.

О жертвах этого праздника можно узнать в Числ.29:13-38.
Прообразовательное значение: всеобщее воскресение при Втором Пришествии Спасителя.
Празднование продолжалось 8 дней, из которых в 1-й и 8-й день предписывалось соблюдать полный покой. Покой первого дня – радость Адама в раю, восьмого – радость праведников во Царствии Небесном. Т.о. для Праздника Кущей обязательна радость в прообразование радости в Царствии Небесном.

Кроме ежегодных праздников, народ избранный имел Божие повеление о праздновании многих других событий и дней.

Праздник Первого Снопа (Хабиккурим):

Праздник первых плодов в начале жатвы. Дар первых плодов приносился Господу в благодарение за урожай и в напоминание израильскому народу о Египетском рабстве (Лев. 23:9-11, Втор.26:1-10).

Праздник Труб (Рош Хашана):

Праздник 7-го месяца, т.к. праздновался в 7-й месяц. Его начало оглашалось трубным зовом (Числ.29:1-6, Лев.23:23-25). Почему-то израильский народ праздновал в этот день Новый Год, возможно со времен Вавилонского плена, потому что в Вавилоне Новый Год праздновался в этот день. Праздник Труб символизировал День Господень, день Второго Пришествия Господа Иисуса Христа (1Фес.4:16-17, 1Кор.15:51-53). Символическое значение – собирать сокровища в сокровищницу Небесную. Трубы символизируют трубы Второго Пришествия.

День Искупления или День Очищения (Йом Киппур):

Наступал через десять дней после Праздника Труб. 10-й день 7-го месяца – день всеобщего поста и смирения. Народ просил прощения за свои грехи у Бога. Историческая основа: старшие сыновья Аарона Надав и Авиуд внесли чуждый огонь в Святилище, без Божьего благословения, и были попалены огнем. Этот день напоминания Божьему народу о том, что человек не может заплатить за свои грехи (Лев.23:26-32).

Глава 16 книги Левит устанавливает, как должно проводить этот день. Для внушения большего благоговения ко храму Господь установил, что только первосвященник и только один раз в год мог входить во Святое Святых с особыми предосторожностями, жертвами и обрядами, чтобы молиться о своих грехах и грехах народа, совершенных за целый год.

Входя, он вносил сосуд с кровью жертвенного животного. Сам был одет просто, не в драгоценные первосвященнические одежды, в знак смирения и покаяния. Приносит тельца – во всесожжение за себя, и овна – во всесожжение за свой дом. От народа приносились специально выращенные для этого 2 козла: один сжигался, а другой приносился в жертву следующим образом: сначала первосвященник и старейшины от народа возлагали на него руки, провозглашая грехи за год. Далее на рога козлу (т.н. козел отпущения) привязывали написанные на свитках грехи и изгоняли его из стана в пустыню, где он и погибал.
Еще от народа приносилась жертва умилостивительная – агнец. Сначала – жертва за грех, потом – жертва всесожжения чистыми руками. Кровью тельца и козла, закланных за грех народа, священник кропил 7 раз со своих перстов на золотую крышку ковчега.

День Искупления служил прообразом очищения от греха через Кровь Христову и прообразом Страшного Суда.

Суббота (Шаббат – день покоя):

Еженедельный праздник, день покоя, прославления Бога и изучения Священного Писания (Лев.23:3, Исх.20:8-11). Прообраз Господнего покоя, в который входит человек верою в Крестную Жертву Иисуса Христа за грехи человечества (Мф.11:28). О духовном смысле субботнего покоя – Евр.4:1-11.

О запрете каких-либо действий в субботу свт. Иоанн Златоуст рассуждал так: «запрет распространялся лишь на дела злые, греховные, но если людям разрешить одно, то они позволят себе остальное. Поэтому пришлось запретить всякое действие. Запрет не распространяется на обновленного благодатью человека.
Суббота была всегда особенностью израильтян: не имея особой освященной земли для поклонения Богу, они имели особое святое и освященное Богом время, которое было посвящено поклонению Богу.

Новолуние (новомесячие):

Ежемесячный праздник новой луны (месяца), Числ.28:11-15.
Круг древнееврейских праздников (Лев.23), в которых еврей посвящал себя на служение Иегове, завершался двумя учреждениями, которые развивают идею субботы: это субботний и юбилейный годы, когда Богу служил не только человек, но земля, дарованная Иеговою во временное пользование и на условиях завета евреям.

Субботний Год:

Каждый 7-й год должен был по Закону быть годом покоя и отдыха для всей земли Израильской. Запрещалось сеять и собирать урожай. Все, выросшее на земле само собой поступало в пользование не только землевладельца, но и рабов, пришельцев, бедных, а также домашних и диких животных (Исх.23:10-11, Лев.25:2-7). А чем же должны были питаться люди? За соблюдение Божиих повелений обещался в 6-й год тройной урожай (Лев.25:20-22).

Кроме того, согласно Второзаконию 15:1-3, предписывалось не взыскивать и прощать долги несостоятельным должникам из единоплеменников. Что касается Втор.15:12-18, скорее всего предписание об отпущении рабов касалось 7-го года службы каждого отдельного раба-еврея.

Поскольку в субботний год никто не занимался земельными работами, народ должен был с особым усердием посвятить освободившееся время на служение Богу. Отсюда предписание об обязательном участии всего народа (мужчин, женщин, детей, пришельцев) в слушании закона Божия в праздник Кущей Субботнего Года.
Предупредил законодатель и движения скупости в евреях, воспрещая отказывать ближнему в займе перед годом субботним (Втор.15:9-10).

Главное религиозно-нравственное значение Субботнего Года – идея всецелого служения народа и земли Иегове и возбуждение в народе веры в Него, а также воспитание духа братолюбия и насаждение социального равенства в народе.

Юбилейный Год: (Лев.25:8-55, 27:17-24, Числ.36:4).

Каждый 50-й год. Закон предписывал:

-полный покой земли: нельзя сеять, собирать урожай, срывать плоды, растущие сами собой.

-возвращение недвижимых собственностей к их первоначальным владельцам, каждый мог возвратиться в свое владение.

-возвращение свободы рабам – евреям.

Суть сих постановлений в требовании полного восстановления порядка вещей, установленного при разделе земли обетованной израильтянам, т.е. равномерное распределение недвижимой собственности и личной свободы каждого члена теократического общества. Порядка, постепенно нарушенного под влиянием ряда условий. Всякая продажа и купля земли ставится под нравственную т.з., которая требует любви и справедливости к ближнему. Исполнителям постановлений обещается Божие благословение.

Основание указанного порядка неотчуждаемости земельной собственности в Израиле – теократический принцип о едином собственнике земли Иегове, а евреи – лишь временные владельцы. Отсюда вытекает всеобщее право выкупа: всякая продажа земли имеет форму отдачи ее в аренду до юбилейного года.

Другие ветхозаветные праздники, о которых ничего не сказано в Писании:

Пурим:

Ежегодный праздник в позднем иудаизме, сохранившийся до сегодняшнего дня. В основе лежит историческое событие, описанное в книге Есфирь (9:18-19): Есфирь и Мардохей спасли евреев от уничтожения Аманом. Празднуется с 5 века до Р.Х. Самое древнее свидетельство – 2Макк.15:36 («День Мардохеев»). В праздник этот устраиваются веселые пиршества и обязательно маскарады, люди дарят подарки, одаривают бедных. Принято чтение книги Есфирь и инсценирование ее как пьесы.

Ханукка или праздник Обновления, или Освящения храма: Ин.10:22.

Отмечался в ноябре – декабре, в течение 8 дней, в воспоминание об освящении храма Иудой Маккавеем в 165 году до Р.Х. (1Макк.4:52-59) после осквернения его Антиохом Епифаном.

Обычаи празднования совпадают с праздником Кущей (2Макк.10:6-8). Особенность в необычном освящении храма в этот день, вследствие чего Иосиф Флавий назвал Ханукку «Праздником Огней».



pgt 0.03973 сек. / запросов: 4 / кэширование: включено



© 2003-2015 Разработка и дизайн сайта - Галина Березовикова<