Соотношения Ветхого и Нового Заветов


Соотношение Ветхого и Нового Заветов.

«Были некогда люди, блаженные и праведные, угодные Богу, которые говорили Духом Святым и предсказывали будущее, которое сбывается ныне. Их называют пророками. Они одни знали и возвестили людям истину,…говорили только то, что слышали и видели, когда были исполнены Святого Духа. Писания их существуют и ныне, и кто читает их с верою, получает много вразумления о начале и конце вещей. Сами события, которые уже совершились и которые теперь еще совершаются, вынуждены принимать их свидетельство.

Также ради чудес, которые совершили, они заслуживают веры, потому что прославляли Творца всего и возвещали о Посланном от Него Христе Сыне Его; чего не делали лжепророки». Иустин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем
.

Что мы имеем в виду, произнося словосочетание «Ветхий Завет»? Во-первых, это договор, заключенный Богом с различными представителями древнего человечества, чтобы сохранить через них истинную веру. Сначала этим представителем явился Авраам – родоначальник избранного народа, который должен был принять на себя специальную историческую миссию – носителя истинной религии среди языческого мира. За сохранение истинной веры Аврааму обещано многочисленное потомство. Видимым знаком принятия завета стало обрезание. Это первая личная стадия договора.

Вторая стадия носила национальный характер. Она началась с выхода евреев из Египта. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом через Моисея завет, а его выражением стало Синайское законодательство.
Цель Завета – выделить израильский народ из среды человечества и сделать его избранным, чтобы в нем могли сохраниться семена истинной веры и потом распространиться на все человечество. Иегова становится преимущественно царем израильского народа – теократия или богоправление.

Во-вторых, Ветхим Заветом называется собрание священных книг, первую дохристианскую часть Библии. Каково значение этих книг, как они соотносятся с Новым Заветом?

Что касается значения, Ветхий Завет – это история народа Божия, ветхозаветного нравственного учения, история передачи Откровения человечеству. В истории Ветхого Завета есть моменты, где Бог открывает Свои Свойства.

Библия – это вечно живое активное слово, способствующее возрождению и преображению личности каждого человека. Мы, изучая Ветхий Завет, должны формировать себя как личность, как христиане, а не просто прочесть, скажем, Книгу Царств. Евангелие нужно читать ежедневно, но Ветхий Завет – то важное, нужное, необходимое, без чего мы не поймем Новый Завет.
Ни один писатель, ни один преподаватель не может вам дать всей полноты библейской истории, глубины библейского текста, если вы сами не откроете Библию, не почитаете ее, не подумаете, не разочаруетесь, потом вновь не очаруетесь, не испытаете недоумения и восхищения.

Протестанты подсчитали: всю Библию можно прочитать за 50 часов, если читать ежедневно по 4 главы. Но дело не в том, чтобы прочитать Библию механически, а потом не открывать вовсе. Эта книга должна стать настольной. Приступая к этой книге, нужно молиться, чтобы Бог послал нам дар познания, просвещения, закрепления этих знаний.

Библия уникальна прежде всего своей целостностью. Она писалась более полутора тысячи лет, на протяжении жизни 40 поколений. Более 40 авторов участвовали в ее написании. Это были люди разных слоев: крестьяне, цари, философы, рыбаки, поэты, государственные деятели, ученые. Например, пророк Моисей – воспитан при дворце фараона, имел доступ к сокровенным знаниям, которыми владели египетские жрецы. Апостол Петр – простой рыбак, пророк Амос – пастух. Иисус Навин – военачальник, пророк Неемия – виночерпий, Даниил – министр царского двора, Соломон – царь, апостол Матфей – мытарь, апостол Павел – сын фарисея, раввин по образованию.
Писались эти книги на трех континентах – в Азии, Африке, Египте, на трех языках: на иврите (язык Ветхого Завета. 2 Книга Царств называет его «языком иуды», т.е. иудеев); на ханаанском (или арамейском) и на греческом (основном языке цивилизации того периода, когда появились новозаветные книги).

Основная мысль всех книг – мысль об искуплении человека Богом – от первой книги — Бытия-до последней – Откровения.

Основная, центральная идея всех богодухновенных библейских Писаний, вокруг которой сосредоточены все остальные, которая сообщает им значение и силу и вне которой были немыслимы единство и красота Библии – это учение о Мессии, Иисусе Христе, Сыне Божием. Как предмет чаяний Ветхого Завета, как альфа и омега всего Нового Завета, Иисус Христос, по слову апостола, явился тем краеугольным камнем, на основе которого, при посредстве апостолов и пророков было заложено и совершено здание нашего спасения (Еф.2:20).
Иисус Христос – предмет обоих Заветов: Ветхого – как Его ожидание, Нового – как исполнение этого ожидания, обоих же вместе – как единая внутренняя связь. Это может быть раскрыто и подтверждено в ряде внешних и внутренних доказательств.

Внешние доказательства:

Сам Господь говорит о свидетельстве о Нем «закона и пророков» (Ин.5:46, Лк.24:27, Ин.3:14, Лк.4:17-21, Ис.61:1-2, Мф.26:54, Лк.22:37). На Кресте Он заключил: «совершилось» (Ин.19:30), т.е. исполнилось все, что, будучи предназначенным от века многочастно и многообразно было говорено через пророков (Евр.1:1).
Евангелисты и Апостолы ссылаются на Библию, устанавливая гармонию обоих Заветов, объединенных вокруг Лица Мессии – Христа, даже выработали специальную форму: «а все это произошло, да сбудется реченное Господом через пророка…». Также в этом отношении нужно обратить внимание на Деян.3:24; 7:2-56; 13:32; 26:22.

Т.о., все учение Апостолов о новозаветном Царстве Божием сводится главным образом к тому, что они «уверяли о Христе от закона Моисеева и пророков» (Деян.28:23). Апостол Павел бывший фарисей, глубокий знаток Ветхого Завета, свидетельстует о связи Заветов (Рим.10:4; Гал.3:24; Еф.2:20; 1Кор.10:11; Кол.2:17; Евр.10:1;13:8).

Блаженный Августин в следующих словах выразил святоотческий взгляд на соотношение Ветхого и Нового Заветов: « Нельзя желать прилагать все непосредственно к Мессии, но места, которые не относятся к Нему прямо, служат основанием тех, которые Его возвещают. Как в лире все струны звучат сообразно их природе и дерево, на котором они натянуты, сообщает им свой особый колорит звука, так и Ветхий Завет: он звучит, как гармоничная лира об имени и о Царстве Иисуса Христа».

Особо связь Ветхого и Нового Заветов подчеркивали представители Александрийской школы, а из них – Ориген: «изречения Писания суть одежды Слова…что в Писаниях всегда Слово (Логос – Сын Божий) было плотью, чтобы жить среди нас».

Потом о связи Заветов говорили свв. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин, бл. Иероним, бл. Августин, Амвросий Медиоланский: « Чаша премудрости в ваших руках. Это чаша двойная – Ветхий и Новый Заветы. Пейте их, потому что в обоих пьете Христа. Пейте Христа, потому что Он – источник жизни».
Внутренние доказательства:

Само содержание Священных книг. Библия – цельная книга; хотя писана различными авторами, в различное время, под влиянием различных цивилизаций; единая, благодаря постепенному развитию в ней одной и той же мессианской идеи.

«Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом открывается», — блж. Августин.

Сравнить, например, две генеалогии Христа, в которых в сокращенном виде содержится вся ветхозаветная история в ее отношении к Личности обетованного Мессии Христа (Мф.1:1-16; Лк.3:23-28).

В Ветхом Завете последовательно развивается мессианская идея: обетование прародителям в раю – это первое звено непрерывных мессианских пророчеств Ветхого Завета (т.н. Первоевангелие – Бытие 3:15). С эпохи Ноя обетование ближе и точнее: только дети Сима называются семенем жены (Бытие 9:26). Еще больше круг сужается с эпохи Авраама, отца богоизбранного народа, в Семени которого (т.е. во Христе – Гал.3:16) возвещается спасение и остальных наций (Бытие 12:3; 18:18).

Далее происходит выделение расы Иакова и потомства Авраама (Бытие 27:27). Иаков дает особое благословение Иуде (Бытие 49:8). Пророк Валаам свидетельствует о Его царственной власти (Числ.24:17). Пророк Моисей говорит о Его трояком служении (Втор.18:18-19).

Нет ни одной важной черты, не предуказанной в Ветхом Завете или в ясном пророчестве или под покровом прообразов: о рождении в Вифлееме (Мих.5:2), от Девы (Ис.7:14), о Кресте (Ис.53;Пс.21:17-19;39-79), о Воскресении (Ис.53:9-21).

Единство мессианской идеи есть и в общем плане Библии: деление ветхозаветных книг на:

-Законоположительно-исторические: об истории теократии, т.е. о правлении Иеговы над Израилем. Господь воспитывает Свой народ (Синайский завет, Моисеево законодательство, пустыня, завоевание земли обетованной, отчуждение от других народов, вавилонский плен и освобождение), чтобы сформировать еврейскую нацию с известном духе сохранения и распространения мессианской идеи.

-Пророческие книги: через угрозы или обещание наград народ еврейский поддерживается на должной нравственной высоте и приготовляется в духе чистой веры и правой жизни ввиду грядущего Мессии.

-Поэтическо-назидательные: Псалмы есть прямо мессианские молитвы евреев. В Песни Песней через аллегорию изображается союз Израиля со Христом.
Т.о., главный и основной предмет Библии, начиная с первых глав Бытия (3:15) и до последних глав Апокалипсиса (21:6,21 и 22:20) – Богочеловек Иисус Христос.



pgt 0.03114 сек. / запросов: 4 / кэширование: включено



© 2003-2015 Разработка и дизайн сайта - Галина Березовикова<