Иконопись1


Православная икона

Андрей Рублев. Троица.Слово «икона» происходит от греческого «eikon» («образ», «изображение»). Иконы несут в себе божественную благодать, которая дается им ради имени тех, кто на них изображен. Благодать не присуща изначально материалу, из которого изготовлена икона. Святой ее делает действие Святого Духа.

Иконам поклоняются, им молятся, ими исцеляются, спасаются в критических ситуациях. Иконы украшают христианские храмы и домашние молельни, являясь неотъемлемой частью жизни каждого православного христианина.

В период становления христианской эстетики в Византии было выработано новое по сравнению с античностью отношение к изображению святых и сформулировано учение об иконе. Это учение стало важнейшим звеном византийской богословской системы и явилось теоретическим фундаментом для всего восточно-христианского мира.

Первую апологию религиозных изображений написал Иоанн Дамаскин (ок. 676 — ок. 754) в период ожесточенной полемики с противниками икон. Иконоборцы доказывали, что нельзя изобразить Бога, поскольку божественная природа непознаваема и неописуема. Иоанн Дамаскин соглашался, что невидимого и неописуемого Бога изобразить невозможно, но утверждал, что воплотившегося в человеческую плоть и жившего среди людей сына Божия Иисуса Христа изображать не только можно, но и необходимо.

Согласно Иоанну Дамаскину, икона не является точной копией прототипа (первообраза), а служит лишь его подобием. В силу этого она не замыкает внимание зрителя, но возводит его ум к созерцанию духовной сущности изображенного, возвышает до созерцания первообраза. Видя перед собой изображенного на иконе Христа и поклоняясь его образу, христианин воздает честь самому Богу.

Несколько позднее, в УШ веке на VII Вселенском соборе святые отцы уточнили, что на иконе, передающей внешний вид Иисуса Христа, изображается не его человеческая природа как таковая, которую изобразить невозможно, а его Личность в единстве двух природ — божественной и человеческой.

Таким образом доказывалось, что живописный образ, не имея ничего общего с сущностью первообраза, но передавая лишь его внешний вид, выражает его духовную сущность. Именно поэтому иконам поклоняются как объекту любви, а сам факт создания изображения является также знаком выражения любви к изображенному. На иконах изображают Иисуса Христа, Богоматерь, пророков, праотцев, апостолов и многочисленных христианских святых. Как правило, иконы писались на деревянной основе темперными или энкаустическими красками.

Богословское учение об иконах.

Православные богословы считали, что иконное изображение адекватно текстам Священного Писания: повествование выражает письмом то, что живопись выражает красками. Изображение было призвано дополнять и разъяснять евангельские тексты. Истинными создателями икон считались богословы, отцы церкви.

"Умными очами" они прозревали образ в мире идей. Делом иконописца было прорисовать, выявить, материализовать его, т.е. выполнить техническую сторону дела. Исключение составляют те случаи, когда иконописец, как, например, преподобный Андрей Рублев, достигал высот богопознания.

Канон.

Кроме теоретической основы, в Византии был выработан и особый изобразительный язык иконы, далекий от иллюзорно-натуралистических приемов передачи действительности: все художественные средства были направлены на создание одухотворенного, обоженного образа, осиянного божественным светом.

В УШ-IX веках византийский мыслитель Феодор Студит (759-826) обосновал понятие канона, которое сопутствует искусству иконописи. Поскольку изображение Иисуса Христа или любого из святых является идеальным воплощением первообраза, то логично сделать вывод, что оно может быть воплощено в различных материалах и вариантах. Однако как бы многочисленны ни были эти варианты, все они имеют один и тот же «характер», или иконографический тип, закрепленный каноном как истинный и соответствующий жизненным реалиям.

Канон фиксировал все значимые детали типа, заносившиеся в виде прорисей в иконописные подлинники, которыми пользовались художники. В иконографическом типе важно всё: поза персонажа, одежды, окружающие атрибуты, жесты рук, надписи.

Знание символического значения каждой детали позволяет прочесть и осмыслить символику образа.





16 февраля 2009 - 12:25
очень хорошая статья,некоторые высказывания помогли!

pgt 0.0224 сек. / запросов: 5 / кэширование: включено



© 2003-2015 Разработка и дизайн сайта - Галина Березовикова<